воскресенье, 27 марта 2011 г.

Вытеснение иезуитов

ВЫТЕСНЕНИЕ ИЕЗУИТОВ ИЗ АМЕРИКИ

1758 (1759) год – дата входа Кортеса в Мексику изумительно кое-что проясняет. Дело в том, что как раз в 1758 году иезуиты вступили в конфликт с португальской короной, получили статус мятежников, и на какое-то время их территории, в том числе, предположительно, и Мексика* оказались «без прикрытия». И как только прошел слух, что иезуитов начали подвергать арестам и пыткам – и в Лиссабоне, и в Парагвае, и в Бразилии, губернатор Кубы понял, что можно ухватить кусок чужого (пусть и церковного) добра, и разрешил Кортесу войти на попавшие в повторный передел земли. Конечно, это не понравилось испанской короне: никакая добыча не могла компенсировать конфликт за Мексику с Ватиканом. А с другой стороны, крайне удобно, что Кортес вошел в Мексику нелегитимно, - руки у короля Испании оставались чисты.

* у Ватикана с индейцами Мексики были связаны колоссальные надежды. Торбио де Бенавенте описывает проходившие в Мексике масштабные военно-тактические учения по штурму индейцами Константинополя и походу в Иерусалим. По завершению учений принимали парад лично Эрнан Кортес и два неких святых отца. Помешали высадке индейского десанта в Старом Свете два обстоятельства: потери флота и эпидемия оспы, выкосившая 95 % населения Мексики.

А теперь вспомним Китай, закрытый ДЛЯ ВСЕХ, кроме отцов-иезуитов. Именно иезуиты решали, с кем китайскому императору торговать, а кого – гнать в шею, и даже быть или не быть войне с русскими казаками Дальнего Востока. Да-да, Российская империя вела переговоры в Китае не с императором, а с орденом иезуитов. Не та ли ситуация была в 1758 году и в Мексике?
Если это так, то советчиками у Мотекусомы могли быть не только беглые гранадцы, но и куда как более опасные ребята – знающие законы как свои пять пальцев отцы-иезуиты. А спустя время, в 1767 году за иезуитов принялись и в Испании, и Кортес, виновный в том, что за 9 лет до того выступил против них, оказался в итоге прав и бесстрашно поехал в Испанию – напоминать о своей правоте.
Поскольку Кортес пятую часть от добычи испанской короне исправно отправлял, а после изгнания иезуитов Испания испытывала жуткий кадровый дефицит управленцев, Кортеса в 1768 (1528) году оправдали и отправили обратно в Мексику – работать. В то же время, в 1769 году отец Junipero Serra поехал в Кафифорнию сменять иезуитов, и, возможно, он прибыл в Мексику на одном корабле с Кортесом и получил подписанное разрешение на крещение индейцев у сына Кортеса от индейской королевы Текуичпо.
А теперь сделаем шаг назад.

НАЧАЛО КОНФЛИКТА С ИЕЗУИТАМИ

Около 1747 года Эфиопия через португальца Бермудеша связалась с Европой. Этим же годом датировано значительное количество отличных карт Иерусалима (на Элефантине). И в этом же году началась необъявленная война Ватикана и королей Испании и Португалии.
1747 в марте Фердинанд поменял духовника: французского иезуита Февре, который продолжал оставаться духовником Изабеллы Фарнезе, сменил испанский иезуит Франсиско Раваго.
1747 в июле Изабелла Фарнезе, старая королева из папской семьи выслана из Мадрида.
1748 Король португальский Жоао объявил, что все индейцы должны быть освобождены (это выпад в сторону иезуитов).

Полагаю, около этого времени монархам Испании и Португалии становится ясно, что как Эфиопия, так и Новый Свет – сущий «клондайк», и вовсе не обязательно делиться ни с Ватиканом, ни, тем более, с иезуитами. Начинаются попытки ущемить иезуитов – для начала в Парагвае. Это сразу приводит к смерти Барбары Браганзы, а через 6 дней – к покушению на короля Иосифа (оба они представляли португальскую королевскую семью и объединяли собой испанский и португальский престолы). И премьер-министр Помбаль спустя три месяца (видимо, все это время шло расследование) проводит ответные аресты иезуитов. Вот ряд этих судьбоносных событий.

1750 Испания и Португалия договорились о новом разделе сфер влияния в Южной Америке; иезуиты при этом разделе оказались лишними
1756 Бразилия (Португальская колония) стала основным поставщиком золота в мире (около 7 тонн в год)
1756 Парагвай, Бразилия. Война гуарани (под руководством иезуитов) с королевской властью
1757 Помбаль издал убийственный «Краткий отчет о государстве иезуитов в Парагвае»
1758.08.27. Скончалась Барбара Браганза, португальская принцесса, состоявшая в династическом браке с испанским королем Фердинандом с 19 января 1729 года
1758.09.03. Покушение на короля Иосифа, португальского короля, состоявшего в браке с испанской принцессой Марией Анной Викторией с 19 января 1729 года
1758.12.13. Помбаль в одну ночь арестовал всех иезуитов Лиссабона

Эти события самым непосредственным образом отражались во всей внешней политике Испании, Португалии и Ватикана – в том числе, и в Африке.

ВЫТЕСНЕНИЕ ИЕЗУИТОВ ИЗ АФРИКИ

Если помнить о сдвигах, то хронология вытеснения иезуитов из Эфиопии светскими властями Португалии, а затем и Британии выглядит абсолютно логичной. Ватиканский сдвиг в 216 (72*3) лет виден в ватиканской части истории Эфиопии, сдвиг в 251 год – в португальской части, а точная дата – там, где историю писали британцы, равнодушные к притязаниям обеих сторон.

ПРОХОД В ВОСТОЧНУЮ АФРИКУ

1748-1749 (1497-1498 + 251 год) португалец Васко де Гама обошел вокруг Африки.
1751 (1535 + 216 лет) переговоры и слиянии эфиопской церкви с католической.
1753 Изгнание иезуитов из Китая.
1756 (1505 + 251 год) португалец Ф. Алмайда достиг индийской Цейлы (Эфиопия).

Внезапное изгнание иезуитов из Китая в 1753 году – важнейший момент. Никаких трений с китайскими властями у иезуитов не было. Даже спустя 15 лет, в 1768 году император страны Хань будет буквально смотреть в рот Богу часов Маттео Риччи. Так что, изгнали иезуитов из настоящего Китая – эфиопского.
С этого момента многим в Европе стало ясно, что можно захватить Баб-эль-Мандебский пролив, а значит, диктовать цены на пряности и Египту, и Венеции, и Константинополю – монополистам торговли пряностями. Эфиопия была интересна и сама по себе – как поставщик золота.

ЭФИОПИЯ – ВОЕННАЯ БАЗА ПОРТУГАЛИИ

1757 (1541 + 216 лет) на помощь эфиопскому императору прибыл полк португальских мушкетеров из 400 человек, с пушками.
1757 (1506 + 251 год) Афонсу ди Альбукерке налаживает союз между Эфиопией и Португалией.
1758 (1507 +251) Афонсу ди Альбукерки захватил Ормуз в Персидском заливе.
1759 (1543 + 216 лет) после победного сражения объединенных эфиопско-португальских войск Бермудеш потребовал от императора исполнить обещания и передать половину Эфиопии под управление Португалии и перейти в католицизм.
1759 (1543 + 216 лет) император Эфиопии Гэлаудеуос отказался выполнить требования Бермудеша.

ТРОЙНОЙ КОНФЛИКТ 1769 ГОДА

1769 (1518 + 251 год) Папа Лев Х поручил отцу Франсишке Алварешу представлять папскую столицу при дворе императора Эфиопии
1769 (1518 + 251 год) уведомив об эфиопском посольстве папу Льва X, Мануэл I король Португалии направил в Эфиопию своих представителей
1769 в Эфиопию прибыл британец Джеймс Брюс, имевший близкие отношения с расом Микаэлем
1769.10.07. в Эфиопии по приказу раса Микаэля императора Йоханныса отравили

Крайне важно, что переговоры эфиопских властей с Португалией и Ватиканом происходят раздельно. Это ни о чем не говорит, если датировать их 1507 годом, и это говорит обо всем, если видишь, что реальная дата раздельных переговоров совпадает с началом войны между премьер-министром Португалии Помбалем и отцами-иезуитами. На этом этапе, как видно из контекста событий, выиграла третья сторона – Британия.

ПРИМЕЧАНИЕ: многое указывает на то, что ни Эфиопия, ни Португалия не были в XVIII веке монолитными государствами. Так, династия Braganca переживает в середине XVIII века те же события, что и династия Habsburg в середине XVII, а Ависская династия – в середине XVI. Именно поэтому в переговорах с европейцами участвуют как император Эфиопии Йоханныс, так и царица Эфиопии Ылени.

КИТАЙ, РОССИЯ И ВАТИКАН

Параллельно развивается настоящая война между католицизмом и православием:
- в 1756 году в России объявляют католиков еретиками, вводят правило перекрещивать всех латинян, как никогда не крестившихся, а иезуиты в ответ перекрывают русским купцам торговлю с Китаем;
- православные (финансировавшие Иерусалим в 1747 и 1749 годах) приватизируют Святые места за долги, и Ватикан – явно в пику – возобновляет унию с халдеями;
- Елизавета Петровна угрожает секуляризацией церковного имущества (а оно еще недавно, при Петре почти принадлежало Ватикану), и контролирующие китайскую торговлю иезуиты просто закрывают для иностранцев порты. Вот этот небольшой хронологический ряд.

1756 Константинопольский Собор осудил введение Григорианского Календаря
1756 от Константинопольского собора латинян и протестантов начали перекрещивать
1756 Посылка русских караванов в Китай (сферу влияния Ватикана) прекратилась
1757 - 2-й указ Цин закрыли для иностранцев 4 порта из 5. Остались Кантон (Гуанчжоу) и фактория Макао (Аомынь) - торг. подконтр. гос. компания Гунхан
1757 Указ императрицы Елизаветы о секуляризации церковного землевладения.
1757 ноября 29 православные вошли в Гефсиманский храм, а 11 декабря и в Вифлеемский, удержав за собой и часть прилегавшего к нему сада
1759 Раскол на 2 Антиохийско-мелкитских патриархата: католический и православный.

ПРИМЕЧАНИЕ: Константинопольский Собор 1756 года, с которого все и началось, порядком недооценен. Там, например, обсуждались отношения с женщиной. Живущего с женою в пределах храма, решено ОТЛУЧАТЬ от церкви. Как видите, ОЧЕНЬ сурово, причем (чтобы не подумали плохого) комментаторы оговорили, что речь не шла о совокуплении. Но вот любопытная цитата. «Все, кто получает жизнь в этот день и в этом святом месте, будут счастливы навеки», - говорили православные паломники, приходившие в Иерусалим для участия в службе святой Пятницы. После «адского хоровода, который верующие водили, взявшись за руки», они совокуплялись прямо в храме. Этот ритуал, к существованию которого православное духовенство относилось вполне терпимо, совершался, по свидетельству доктора Лортэ, еще в 1875 году.
И вот эта, последняя цитата нисколько не расходится ни с верованиями, ни с обычаями тех времен – и не только у православных. Во Франции обряд «казачи» был отменен лишь при Наполеоне. Все это вместе взятое позволяет кардинально переоценить возраст всей христианской церкви. И на этом фоне концы из средневековья, ведущие даже в XIX век, уже не выглядят столь неправдоподобными.
Исходный адрес статьи: http://livehistory.ru/vytesnenie-iezuitov.html

3 комментария:

  1. я бы еще попробовал связать принудительное крещение Руси Владимиром с церковным расколом. там не чистый сдвиг (768 лет), но стилистика похожая

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Крещение Руси 988 года -- это банальный дубликат переписи податного населения Петром в 1719 году, полученный путем сокрытия календарной реформы Екатерины. 1783 год -- последний лунный год, 1784 -- первый солнечный. Я не помню точных дат Крещения и переписи, выкинул свои черновики после перепроверки. У Герасимова популярно: http://cultoboz.ru/2010-10-19-14-51-50/55-2010-10-19-14-53-10/446-gerasimov (начало), http://cultoboz.ru/2010-10-19-14-51-50/55-2010-10-19-14-53-10/445-gerasimov?showall=1 (окончание). Там 100500 страниц, но очень интересно читать.

      Удалить
  2. Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

    (wiki)

    ОтветитьУдалить